«

»

Апр 24

Гонения на Церковь часть I

На протяжении четырёх первых веков Церковь подвергалась яростным гонениям со стороны Римской империи. Гонения начались около 34 года от Р.Х когда убили диакона Стефана (Деяния Апостолов, 6 и 7 глава), и закончились в 313 году, когда император Константин Великий обратился в христианство. Гонения не носили постоянный характер, они были волнообразны, были периоды гонений, были периоды затишья между гонениями. Также гонения не происходили на всей территории Римской империи, а зачастую имели локальный характер. Всего было 10 волн гонений, во время которых христиане своей кровью доказывали свою веру в Иисуса Христа.

Первая волна гонений

Первый император, гнавший христиан, был Нерон (54-68г). По оценкам современных психиатров, он страдал шизофренией с обострённой манией величия. Будучи очень развратным человеком, он сметал всё, что стояло на пути осуществления его желаний. Так, чтобы жениться на Поппее Сабине, он приказал убить свою собственную мать Агриппину, которая была против Поппеи, и сослал, а потом и убил свою жену Октавию. В 64 году Нерон приказал поджечь Рим. Пожар бушевал 6 дней, и, чтоб освободить себя от обвинений в поджоге, Нерон обвинил в этом христиан. Об этом факте пишет римский историк Тацит в своей книге Анналы, XV, 44. Во время этих гонений были убиты апостолы Пётр и Павел. Павлу отрубили голову, а Петра распяли вниз головой. Также были убиты Аристарх, Трофим, Варнава, Ераст, Анания, который крестил апостола Павла. Суд над христианами был коротким: предлагалось отказаться от Христа и принести жертву древним богам, кто отказывался — осуждался на смерть. В это время многих христиан обматывали паклей, обливали смолой, привязывали к высоким шестам и ночью во время пира Нерона их поджигали. Нерон хвалился ими, называя их своими факелами.

Эти гонения носили местный характер – они проходили в Риме и его окрестностях, в остальных провинциях Рима христиане были свободны. Первая волна гонений длилась с 64 года после пожара в Риме и до 68 года, когда Нерон был убит.

Вторая волна гонений

Второй император, гнавший христиан – Домициан (81-96г). По сведениям римских историков, Тацита и Светония, он был мало образованным человеком, но крайне развратном и жестоком. Он притеснял не только христиан, но и других граждан империи. Гонения начались в 85 году по вымышленным обвинениям, которые были довольно дикими. Христиан обвиняли в атеизме, в бунтах, в том, что на вечерях они убивают младенцев и кушают их плоть и пьют их кровь. В 91 году Домициан издал указ. В котором требовал, чтоб его называли «господь и бог». Отказ христиан это признать вызвал ещё более жестокие преследования. Во время этих гонений был убит Тимофей, а апостол Иоанн был сослан на остров Патмос. Гонения закончились в 96 году, когда следующий император, Нерва, объявил амнистию христианам. После амнистии апостол Иоанн вернулся с Патмоса в Ефес.

Третья волна гонений

Третья волна проходила под императором Траяном (98-117г.) Сохранилась переписка Плиния с Траяном, которая касается суда над христианами, ниже привожу полный текст писем:

Плиний императору Траяну.
Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или наставить в неведении?
Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.
Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.
Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.

Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.
Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.

Траян Плинию.
Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

В это время был убит Игнаций, епископ Антиохийский, ученик Иоанна. Его мучения очень страшны. После жестокого бичевания , в его рёбра вставили кусочки дерева, пропитанные маслом, и подожгли, жаренное мясо было вырвано клещами, после всего этого его бесформенное тело было брошено диким животным.

Симфороза, вдова, у которого было 7 сыновей, отказалась отречься от веры. Её бичевали, потом повесили за собственные волосы, но она не отреклась от веры. Всех её детей пытали, но ни один не отрёкся от веры. Все они были убиты, ей самой привязали камень на шею и кинули в реку Тибр.

Гонения прекратились после смерти Траяна в 117 году. Император Адриан, правивший после Траяна, приказал остановить гонения после того, как прочитал письмо Квадратуса, пастора Афинской церкви. Квадратус в письме объяснял принципы христианства, попросив императора прекратить гонения.

Четвёртая волна гонений

Гонения начались при императоре Марке Аврелие (161-180г). Самые страшные гонения были в Азии и Галии. Христиан так жестоко пытали что зачастую толпа зрителей приходила в ужас. В это время был убит Поликарп, пастор из Смирны. Он был учеником Иринея, ученика Иоанна. Ему предложили отречься от Христа, на что он ответил: «я 86 лет служу Христу, и Он мне ничего плохого не сделал, как я могу проклясть моего Царя и Спасителя?» Поликарпа приговорили к сожжению на костре, но когда его привязали и подожгли дрова – то огонь как будто огибали его, создавая некоторое подобие огненного круга вокруг него, но не касались его. И только после того, как Поликарп из среды огня помолился, один из палачей, видя что огонь не касается его, убил его ножом.  Другим мучеником этого времени был Иустин – главный апологет (защитник веры) своего времени. Он был обезглавлен. Сильный пример стойкости в вере показала Бландина – девочка, которой было около 13 лет. Её пытали целый день, до того, что сами палачи устали, но она не отреклась от веры. После этого её привязали к столбу на арене и пустили диких животных, но животные её не тронули. Видя это. Её повели обратно в тюрьму, где пытали ещё несколько дней, но не смогли сломить её веру. В завершении всего её, полуобжаренную, кинули на рога дикого буйвола, но так как он её не убил, а только пронзил рогами, подошёл палач и ударом ножа прекратил её мучения. Этот случай сильно укрепил христиан, если маленькая девочка сумела пройти через такое ради Христа, то взрослые тем более должны выдержать всё ради Него. Гонения прекратились при Септимии Севере (193-211), который был болен и был вылечен врачом-христианином.

Пятая волна гонений

 После периода затишья начинается новая волна гонений, которая затронула всю империю. Христиан в то время было настолько много, что Тертуллиан, один из апологетов, писал, что если казнить всех христиан то только в Карфагене придётся убить десятую часть жителей. В это время был казнён Леонид, отец знаменитого Оригена. В то время как Леонид был в тюрьме и ожидал казни, Ориген, будучи ещё мальчиком, написал ему слова: «Дорогой отец, пусть забота о нас не заставит тебя изменить воё решение».

В это время многие христиане были отданы на растерзание зверям в Колизее, но их смерть принесла много плода. К примеру, женщину по имени Потамиена осудили к смерти. Видя её светлое лицо, офицер, руководивший казнью, сам стал христианином, исповедовал это публично, был осуждён как христианин и обезглавлен. Особенно жестокие гонения в этот период были в Северной Африке. Многие христиане сами приходили на суд и заявляли, что они христиане, зная, что их пошлют на смерть. Мальчик Агапетус из Италии, которому было 15 лет, отказавшись жертвовать богам. Был жестоко избит. А потом обезглавлен. При этом офицер, руководивший казнью, завопив от боли, упал со стула и умер.

Люди платили своей жизнью ради Христа. Выдерживали адские муки и не отрекались. А на что готов ты ради Христа?

2 комментария

  1. Leo

    Очень поучительная статья. Это страшно сколько верующих пострадали за Христа. И в наше время еще страдают. Но все же в наше относительно спокойное время нужно использовать великую возможность которую дал нам Бог чтобы продолжать дело за которое так много достойных людей положили свои жизни

  2. Letka

    Moi bratia i seostri prolili svoiu krovi, i ne toliko… dlea togo 4tobi realino dati poneati nam, 4to IISUS — GOSPODI! IISUS JIVOI, i On tsarstvuet, na nebesah prestol Ego, i pred nim pristanut vse narodi!

Добавить комментарий